Как хороши утренние зори!
Еще очень рано. Село наше спит сладким сном. На востоке одна за другой гаснут звезды.
Легкий, освежающий ветерок дует мне за открытый ворот. Рядом со мной шагает Владимир Иванович, завуч школы, и молча смотрит на бледное заревое небо. В левой руке у него шапка, правой он время от времени поглаживает свою седую бородку.
— Вы не обижаетесь, Степан Антонович, что я поднял вас так рано? — тихо, не поворачивая головы, спрашивает он меня.
— Что вы! — отвечаю я. — Ведь мы вчера условились…
Владимир Иванович, занятый своим, как будто не слышит.
— Видите, Степан Антонович, в тумане три сливовых дерева? Вон там, недалеко от школы. Стоят, словно часовые. Как в сказке…
Минуем ручеек. Дорожка ведет нас к вершине Плешкул чел Маре[1]. Там, за горой, протекает Реут. Он змеится в своих берегах и блестит, как стекло.
— А как мы переправимся через реку? Мост есть?
— Моста нет, — отвечает Владимир Иванович. — Но вон там, на повороте, должна быть лодка.
Приближаемся к реке, но лодки не видно. Она, наверное, привязана на противоположном берегу. Владимир Иванович раздевается и прыгает в воду. Проходит несколько минут, пока на поверхности показывается его голова. Он энергично бьет руками по воде.
Обратно Владимир Иванович возвращается на лодке. Я сажусь позади него. Достигнув середины реки, он опускает весла.
— Давайте купаться, Степан Антонович. Вы плаваете?
— Немного.
— Только не утоните! До чего же хорошо купаться утром!
Когда мы выходим из воды, уже совсем светло. Владимир Иванович предлагает отдохнуть на траве. В бригаду, где завуч читает колхозникам свежие газеты, нам еще рано. До обеда придется долго ждать.
Недалеко от нас, по дороге, насвистывая песенку, проезжает верхом мальчик лет четырнадцати.
— Узнаете, Степан Антонович? Филипаш Цуркан, из седьмого класса.
— А, это он все по-ученому выражается: «принимая во внимание…», «с моей точки зрения…»?
— Да, да, — с оживлением отвечает завуч. — Подражает нашему директору, Андрею Михайловичу. Хорошему у него не научишься.
Эти слова меня настораживают. «Хорошему у него не научишься»! Для меня не секрет, что Владимир Иванович не уживается с директором. Недавно я был свидетелем небольшого столкновения между ними. Директор хотел отменить последние два урока и отправить детей в поле, чтобы они помогли колхозникам убрать подсолнух. Владимир Иванович горячо возражал против этого. Даже грозил позвонить в районо. Тогда он был, конечно, прав. Прежде всего школа, занятия. Но так отзываться о директоре, да еще в разговоре со мной, молодым учителем, человеком новым в этом селе!..