Шива-сутра | страница 3



"Вритти" излагает основные мысли сутр в предельно краткой форме, в прозе. Бхаскара в своем комментарии "Враттика" истолковывает каждую сутру в стихах. Комментарий "Вимаршини" Кшемараджи дает ясное подробное изложение каждой сутры в прозе. Он обосновывает свое истолкование, приводя ценные параллельные цитаты из других книг, многие из которых для нас уже полностью утеряны.

Во введении в свой комментарий "Враттика" Бхаскара пишет, что Васугупта преподал "Шиву-сутру" Каллате, который в свою очередь преподал ее Прадьюмнабхатте, сыну своего дяди по материнской линии. Прадьюмнабхатте передал "Шива-сутру" своему сыну Праджнярджуне. Праджнярджуна -- своему ученику Махадевабхатте, который, в свою очередь, передал сутры своему сыну Шрикантхабхатте. Сам Бхаскара узнал "Шива-сутру" от Шрикантхабхатты. Бхаскара жил в 2 веке н.э. и, таким образом, его "Варттика" был написан в этот период.

Известно, что Кшемараджа был учеником знаменитого Абхинавагупты, жившего в 10 веке. Тогда, скорее всего, и был написан комментарий "Вимаршини". Перу Кшемараджи принадлежат такие известные трактаты: "Пратьябхиджня-хридайям", "Спанда-сандоха","Спанда-нирнайя", "Сваччхандодьотта", "Нетродьота", "Виджа -Бхайраводдьота", "Шива-сутра-вимаршини", "Става-чинтаманитика", "Параправешика" и другие.

Четвертый известный коммнтарий на "Шива-сутру" -- "Шива-сутра-варттикам" Варадараджи, представляющий собой не что иное, как стихотворное переложение комментария "Вимаршини". Варадараджа не дал своих собственных толкований. Он жил в конце 15 века н.э.

Из всех дошедших до нас комментариев "Шива-сутра-вимаршини" Кшемараджи -- наиболее древний, а потому и самый изучаемый.

Спанда Шастра

Здесь разрабатываются принципы, заложенные в "Шива-сутре".Детали сутр прорабатываются главным образом с точки зрения тантрической концепции Шакти.

Главным трактатом этой Шастры является "Спанда-сутра", известная также под названием "Спанда-карика". На нее имеются следующие комменарии: Прадипа" Утпала Вайшнавы, "Вивритти" Раманакантхи, "Спанда-сандоха" и "Спанда-нирнайя" Кшемараджи. "Спанда-сандоха" содержит комментарий только на первую часть "Спанда-карики".

Кшемараджи полагал, что "Спанда-сутра" была написана Васугуптой. Согласно же другим мнениям, она была написана Каллатой, учеником Васугупты.

Пратьябхиджня Шастра

Здесь философия Трика раскрывается через афоризмы и дискуссии.

Первым философом трактатом, относящимся к Пратьябхиджня Шастре был "Шива-дришти", составленный Соманадой, который был учеником Васугупты и жил в 9 веке н.э. "Шива-дришти" -- чрезвычайно важное философское сочинение. К сожалению, его полный текст до нас не дошел.