Русский балет | страница 2



Энциклопедия не претендует на исчерпывающую полноту. Небольшой объём книги продиктовал необходимость тщательного отбора имён и явлений. Так, в статьях об артистах скупо раскрывается их концертная деятельность, работа в художественной самодеятельности, нет в книге статей, рассматривающих балет в опере, оперетте, на эстраде, на льду, в драматических спектаклях. Однако включены статьи "Балет в кино", "Балет на телевидении", отражающие инобытие балета, как целостного художественного явления, в смежных искусствах.

В статьях об артистах балета фамилии балетмейстеров и годы премьер даются, как правило, только в случае первого исполнения артистом той или иной роли. Отступления от этого правила сочтено необходимым сделать в статьях о деятелях балетного театра 18 в., поскольку многие сведения о них публикуются впервые, в статьях о некоторых деятелях 19 и нач. 20 вв., а также в статьях о крупнейших мастерах современности, творческий путь которых представлен с возможной полнотой.

В послужных списках мастеров балета даётся то название театрального коллектива, которое было в год зачисления в театр этого деятеля. Определить же современное название театра (коллектива) читатель сможет по отсылочной статье; в основной же статье об этом театре (коллективе) будет представлена полная картина его переименований с указанием годов.

Названия театров в основном даются в сокращённом, а не полном виде (например, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, а не Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

Произведения, получившие широкую известность, приводятся без фамилии композитора (например, "Лебединое озеро"). При упоминании наиболее популярных балетных партий (например, Жизель, Одетта-Одиллия, Дезире, Раймонда, Джульетта и т. п.) не указываются названия балетов, включающих эти партии (см. Приложения). Менее известные балеты и партии даются с полными данными. В статьях об артистах и художниках фамилии композиторов при названиях балетов не указываются, читатель найдёт их в указателе балетных спектаклей.

В статьях о балетных спектаклях приводятся даты постановок в русских городах, а также в русских труппах, действовавших за рубежом, указываются первые исполнители основных партий; если самое первое в истории того или иного балетного спектакля представление состоялось не на территории России, данные об этой премьере включаются в сценическую историю.

Даты рождения и смерти деятелей балетного театра (до 1918) даются по старому и (в скобках) новому стилю; одна дата даётся в тех случаях, когда не удалось установить, какому стилю - старому или новому - она принадлежит. Дата, сопровождающая название произведения, означает первую постановку. Если между сочинением музыки балета и его воплощением на сцене имеется значительный разрыв, указываются, по возможности, обе даты - сначала сочинения, затем - постановки.