Об основных вопросах философии | страница 3



Отмечу только, то все западные монотеистические религии, основанные на иудаизме, указывают на четвертый пункт, религии же Востока, основанные на брахманизме, обычно склоняются к третьему варианту.

Так или иначе, сомнение в этом вопросе не должно мешать в выборе верного пути личного совершенствования.

Вместо заключения

Возможно, кому-нибудь покажется, что я поставил своей целью критиковать марксистский подход. Кто-то другой скажет, что я, наоборот, не знаком с другими подходами. И то, и другое будет неправдой. Я просто излагал свою концепцию, которая, быть может, кому-то окажется интересной. А то, что я опирался главным образом на классический диалектический материализм, обусловлено тем, что его основатель Ф. Энгельс действительно сумел выделить лучшее, что было сделано до него. В более позднее время эти вопросы обсуждались много, однако принципиального развития не получили. Таким образом, я просто не посчитал нужным ссылаться на более поздние работы, хотя и они, конечно же, в той или иной форме оказали воздействие, как на мое понимание этих вопросов, так и на их словесное выражение.

В заключение приведу стихотворение, которое много лет назад я написал по этому поводу.

???????? ? ???????

Познать смысл жизни всегда я стремился,

И Ангел Господень мне как-то явился.

И молвил Дух: 'С миром пришел я на встречу.

Задай мне вопросы. На них я отвечу.' - Скажи же, о Ангел, о дух бестелесный,

Что есть из себя светлый мир ваш небесный.

И если достиг он уже совершенства,

И всякий дух в нем достигает блаженства,

Зачем души божьи его покидают,

Иль может их силой оттуда спускают.

На грешную Землю, где нет в жизни счастья,

Где в праздники дождь, а по будням ненастье.

А Бог, если силы его беспредельны,

Зачем допускает наличие скверны.

И в чем, наконец, смысл существованья,

Подлунного мира и в нем пребыванья Нас, Души которых из вашего Света.

Ищу я на эти вопросы ответа.

- Немало ошибок в твоих рассужденьях,

Я вижу, что ты пребываешь в сомненьях.

Ответ на вопрос тебе дать постараюсь.

Но вот он дойдет ль до тебя? Не ручаюсь.

Условно я мир разделю на две части.

Хоть верно деленье сие лишь отчасти,

Ведь части не могут одна без другой быть,

(Об этом гласит Закон первый природы.)

Здесь первая часть - это Мир Матерьальный,

Что строгих законов гарант есть реальный.

Вторая же часть - это Мир Познающий.

На стыке миров этих бал правит Случай,

Который дает Познающему Миру

Обратную связь к Матерьальному Миру.