Жил да был в аду один черт, жил не тужил. Работу свою любил и делал исправно, кого надо в котле обварит, кого надо над огнем изжарит, а кого надо и вилами потыкает. Но водился за ним грешок один, любопытен он был, сил нет. Всякого кто к нему попадал, он непременно выспрашивал: «Кто таков, как умер, за что сюда попал?»
И досталась ему однажды душонка, мужичек на вид лет не то 40, не то 70, лицо опухшее, волосы реденькие, бородка куцая. Увидел его черт и сразу в котел, душенка завопила: «Не надо!» А черт работу свою делать продолжает, варил он мужичка, варил, а как надоело, достал его и давай его расспрашивать.
– Кто таков, как умер, за что сюда попал?
– Так Прошкой меня звать, а умер я от того, что до чертиков напился и упал под телегу, а сюда попал, наверное, за пьянство.
– А до чертиков напиться это как?
– Это так не объяснить, это пробовать надо! У меня на земле немного денег осталась, ты сходи да сам попробуй. Деньги я спрятал в первый трухлявый пень между тремя большими елками, что на пути от Сосновки к Перепутьевску.
Черт все это запомнил и пошел у Сатаны на прогулку по земле отпрашиваться. Пришел черт к нему и говорит: «Дюже мне любопытно по земле походить да грешников на грехи посклонять. Выпусти меня из ада на денек».
Сатана его выслушал, понимающе кивнул головой и говорит: «Иди, я тебе ради такого случая даже одежду дам». И отдал Сатана черту шаровары, сапоги, да рубаху свою любимую в которой сам ходил по земле. А рубаха была хороша из приятного зеленого сукна, узорами расшитая. Оделся черт, обернулся человеком, да и вылез на землю, нашел схрон мужика и пошел пропивать деньги.
В трактире шли веселье и гульба, отовсюду слышались: брань, звон посуды и смех. Черту место сразу понравилась, чем-то напоминало его родной дом. В конце зала увидел он трактирщика, подошел к нему и говорит: «Я до чертиков напиться хочу!» а затем вывалил все деньги. Мужик понимающе кивнул, и поставил перед чертом бутыль мутной бурды.
Выпил черт стакан, хорошо ему стало, весело. Выпил второй, вся земля ему показалась родной. Выпил третий, и голова пошла кругом. Выпил четвертый, пятый, шестой и очнулся неожиданно в грязи вместе со свиньями. Осмотрелся, сам весь грязный, мятый, рваный, голова раскалывается. Еле поднялся и пошел искать трактирщика, дабы узнать напился ли он вчера до чертиков.
Трактирщик нашелся довольно быстро, он сидел недалеко, рядом с останками своей богодельни.
«Ну что, напился я вчера до чертиков?» – спрашивает черт.