У ЗЕМЛЯКОВ МАРКОСА РАМИРЕСА
Изумрудной зеленью плодородных долин, взрезанных вулканическими хребтами, приветливо встречает Коста-Рика.
Где-то далеко за крылом самолета остался последний мексиканский аэродром, затерянный средь аккуратно разлинованных кофейных плантаций и неистово бушующей тропической сельвы. Каких-то четыре часа с минутами в воздухе, а за эти часы, точно в калейдоскопе, промелькнули в окне самолета чуть ли не все страны Центральной Америки, и вот мы в Коста-Рике, само название которой означает многое.
Коста-Рика — по-испански «Богатый берег»… Сентябрьским днем 1502 года разразившаяся в Караибском море буря заставила Христофора Колумба укрыться в незнакомой живописной бухте. Великий мореплаватель послал своего брата, Бартоломэ, исследовать неведомые края, и тот, пораженный всем увиденным, назвал новооткрытые земли Богатым берегом… В этой же бухте Кариари, на месте древней индейской деревушки, позднее был основан портовый город Пуэрто-Лимон. По иронии судьбы, именно через этот порт — главный порт страны — вот уже сколько десятилетий выкачиваются иностранными монополиями национальные богатства Коста-Рики.
Богата земля Коста-Рики. На столичном аэродроме Ла Сабана прибывших приветствуют раскидистое кофейное дерево, устремивший ввысь свои лопушистые листья банан, стройный сахарный тростник. В знак особого почета они высажены тут: благосостояние целой страны зависит от них да от какао.
Богата земля Коста-Рики, но только ее богатства не принадлежат исконным хозяевам страны. Еще испанские завоеватели беспощадно уничтожили когда-то могущественные индейские племена. И ныне последние индейцы — лишь около двух тысяч их осталось — живут в непроходимых лесах, подальше от белых.
На необъятных какао-банановых плантациях, раскинувшихся вдоль океанских побережий страны, костариканцы могут только работать. Страшно тяжелы условия работы на этих плантациях. Бананы и деревья какао растут там, где дождь льет дней триста в году и круглый год царит нестерпимая, убийственная жара. Предельно кратко и предельно выразительно называют костариканцы эти места: «зеленый ад»…
Владеет этими плантациями американская капиталистическая монополия «Юнайтед фрут компани» — «Объединенная фруктовая компания». Уже полвека с лишним орудует в Коста-Рике, как и в других центральноамериканских странах, «Юнайтед фрут», став, по сути, государством в государстве. Этой монополии принадлежат земли и порты, железные дороги, есть у нее свой флот, свои самолеты и свои радиостанции. Безжалостно эксплуатируя чужой труд, выжимая из рабочих пот и кровь, «Юнайтед фрут» выгоняет свои прибыли.